Наставничество — это эффективный способ передачи знаний, умений, навыков наставляемому от более опытного и обладающего необходимыми компетенциями наставника.
Нормативные документы
Федеральный уровень
Письмо Минпросвещения от 21.12.21 № АЗ-112808
Распоряжение Минпросвещения России от 31.12. 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»</a (с изменениями на 20 августа 2021 года)>
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края №270 от 24.03.2022 года «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
Школьный уровень
Приказ О внедрении целевой модели наставничества в МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»
База наставников и наставляемых
Формы наставничества:
— «учитель-учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
— «учитель-ученик» предполагает взаимодействие учителя и ученика. Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
— «ученик-ученик» предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Целью внедрения данной модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Модель наставничества | Количество наставников | Количество наставляемых |
«Учитель — учитель» | 2 | 2 |
«Учитель – ученик» | 5 | 18 |
«Ученик-ученик» | 10 | 21 |